Студенты и ординаторы резидента Межвузовского кампуса, Башгосмедуниверситета Минздрава России, получают новые компетенции в области информационных технологий благодаря реализации проекта «Цифровая кафедра». Бесплатно пройдя профессиональную переподготовку по дополнительной IT-специальности, они смогут, в том числе самостоятельно и экспертно разрабатывать новые приложения, сервисы и программные продукты для лечебного и диагностического оборудования в сфере здравоохранения.
«Цифровая кафедра» БГМУ реализует четыре направления, которые представлены в работе всех научных лабораторий Университета.
Так, в лаборатории микробиома человека Межвузовского студенческого кампуса используют биоинформатические методы для интерпретации данных, полученных в результате полногеномного секвенирования.
В лаборатории аддитивных технологий Кампуса ученые создают перспективные материалы и технологии изготовления персонифицированных медизделий, используя цифровые инструменты. В частности, работают над моделированием бедренных костей, рассчитывая, как будет оказываться нагрузка на протез колена или бедра у конкретного человека с учетом его анатомических особенностей.
Работа лаборатории математического моделирования БГМУ полностью построена на применении современных цифровых технологий для развития персонализированной медицины. Исследователи и инженеры используют инженерные пакеты моделирования, методы машинного обучения и аппарат математической физики для построения моделей живых тканей, органов и биологических процессов.
Лаборатория поиска малых таргетных молекул использует цифровые технологии для присчитывания молекулярного докинга. Метод играет значимую роль в открытии и разработке лекарств, помогая идентифицировать потенциальных кандидатов на роль новых лекарственных средств. Благодаря современным цифровым инструментам ученые изучают механизмы действия лекарственных препаратов на молекулярном уровне, что помогает оптимизировать их структуру для достижения желаемой аффинности (родственности) и специфичности.
Ученые лаборатории молекулярных гибридов Межвузовского студенческого кампуса построили работу на междисциплинарной области исследований – биомолекулярной инженерии. Сюда входит дизайн, разработка, создание, синтез биомолекул для практического применения в медицине, биологиии и в химии.
Применение новых цифровых технологий активно реализуется и в каждой лаборатории Института фундаментальных медицины БГМУ. Так, в лаборатории морфологии ученые использует метод цифровой морфометрии, который позволяет сократить время фундаментальных исследований. Новый подход открывает новые перспективы в развитии онкоморфологической диагностики.
В лабораториях Института урологии и клинической онкологии БГМУ применяются биоинформатические методы анализа данных секвенирования, которые позволяют получить детальное представление о том, как клетки функционируют и взаимодействуют в сложных тканях, а также дают возможность выявлять биомаркеры и механизмы заболеваний, отследить динамику клеточных процессов.
За 3 года работы цифровой кафедры переобучение прошли 2,5 тысячи студентов и ординаторов Башкирского медуниверситета. Сейчас программы осваивают более 2 тысяч человек.
– Учитывая текущие тенденции быстро меняющегося рынка и массовый переход к цифровизации, было бы недальновидно с нашей стороны не воспользоваться возможностью освоения нового навыка. Я не призываю изучать язык программирования R. Есть много других вариантов, связанных с медициной и цифровыми технологиями, – считает студент 4 курса лечебного факультета Арсентий Сайфуллин.
Студенты вникают в основы систем искусственного интеллекта в клинической медицине, изучают компьютерное моделирование в ортопедии и травматологии, осваивают дизайн для клинических исследований и разбираются в построении математических моделей биомедицинских процессов.
– Особенно ценным для меня стало понимание построения работы с медицинскими информационными системами. Эти знания уже удалось применить на практике: например, использование цифровых инструментов для анализа данных значительно ускорило процесс изучения результатов обследования, постановки диагноза и подбора лечения, – делится студентка 6 курса лечебного факультета Татьяна Самоходова.
Обучение на Цифровой кафедре БГМУ Минздрава России – практико-ориентированное. Партнерами в реализации проекта выступают более 10 предприятий медицинского и IT- профиля.
– Я получу диплом о профессиональной переподготовке с присвоением IT-квалификации. Это особенно важно, поскольку данная компетенция позволит мне в качестве ксперта разрабатывать новые программные продукты для лечебного и диагностического оборудования в сфере здравоохранения. В настоящее время я работаю над созданием приложения для дерматовенерологов, – рассказывает ординатор 2 года обучения по направлению общей врачебнойой практики Анастасия Титова.
На цифровой кафедре Башкирского государственного медуниверситета прошла обучение и заместитель главного врача Республиканского противотуберкулезного диспансера Дина Азметзянова. Такую возможность ей дала ординатура.
– В нашем диспансере проходит обучение искусственного интеллекта по двум направлениям: распознавание туберкулезного процесса на рентгеновских снимках и распознавание палочек Коха в микроскопии мазка. Надеемся на успешное внедрение искусственного интеллекта в качестве помощника врачам. Считаю обучение на кафедре необходимым для всех медиков, ответственных за информационную безопасность и цифровизацию, – считает доктор.
В рамках проекта «Цифровая кафедра» реализуются такие программы как: «Интеллектуальный анализ данных в медицине на основе языка программирования R», «Математическое и компьютерное моделирование в биомедицине», «Информационные технологии в Research and Development (R&D) для биомедицинских приложений», «Информационные системы в биомедицине».
Справочно.
Проект «Цифровые кафедры» реализуется на базе университетов — участников программы «Приоритет-2030». Цифровая кафедра — часть федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», который, в свою очередь, входит в Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации».
Напомним, по поручению Президента Владимира Путина в России создается сеть современных кампусов. При поддержке национального проекта «Наука и университеты» началось проектирование и строительство 17 таких студгородков. К 2030 году количество кампусов увеличится до 25, а к 2036 году — до 40. Концепции кампусов предполагают создание уникальной и комплексной среды для индивидуального и командного развития, с большим количеством открытых образовательных пространств и трансформируемых аудиторий. Это позволит сформировать общую корпоративную культуру преподавателей, студентов и ученых.
Финансирование проекта осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет внебюджетных источников. С 2025 года федеральный проект «Создание сети современных кампусов» реализуется благодаря национальному проекту «Молодежь и дети». Он направлен на создание благоприятных условий для развития молодежи, обеспечивая им возможности для образования, профессионального роста и научной карьеры.
Кампусы предоставят студентам и ученым множество новых возможностей, которые могут значительно обогатить их образовательный и научный опыт. Некоторые из этих возможностей включают доступ к передовым технологиям и лабораториям, возможность участвовать в международных исследовательских проектах, обмен знаниями с выдающимися учеными со всего мира, а также доступ к разнообразным образовательным и культурным мероприятиям.
Во многих регионах высокотехнологичная инфраструктура должна объединить сразу несколько вузов, что позволит получать не только академические знания, но и расширить круг общения, интересов и творческого самовыражения. Так, проект уфимского Межвузовского кампуса – это студенческое пространство с жилыми помещениями на 4,3 тысячи человек, учебно-научным комплексом, лабораториями, деловыми зонами, магазинами, уютными скверами и другими объектами комфортной городской среды, которые также будут доступны для всех жителей и гостей Уфы.